Новости

«Купол» и «ТАУ»: Сотрудничество В Лицах

Воспитанники Центра «ТАУ» погружены в химию. Два раза в неделю под руководством ведущего инженера-химика Центра биохимических технологий завода «Купол» Инги Глушко они знакомятся с азами предмета и занимаются исследовательской деятельностью – современные лаборатории к услугам одарённых школьников.
Педагогический стаж Инги Алексеевны насчитывает два года – столько, сколько и время сотрудничества ИЭМЗ «Купол» и Регионального образовательного центра одарённых детей «ТАУ». Совпадение или нет? Решайте сами. Мотивацией же будущего наставника стало желание увлечь ребят любимым предметом и сориентировать в выборе профессии. Хотелось выйти за рамки профессиональной деятельности, найти новые краски в обыденном – общение с детьми всегда к этому располагает.

Авторские курсы градируются: если «Юный химик» рассчитан на учащихся 8-9 классов, начинающих изучать химию и желающих более полно ознакомиться с практическими работами, то «Практикум по химическому анализу» – на старшеклассников, выполняющих исследовательскую работу по экологии или химии для участия в различных конференциях и олимпиадах. Несмотря на небольшой срок работы, в копилке наставника уже немало достижений: участие и призовые места в межрегиональном конкурсе проектных и исследовательских работ «Марафон проектов», в конференции «Биохим» (УдГУ), региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», в конкурсе «Юные техники и изобретатели».

Однако, по наблюдению педагога, далеко не все учащиеся выбирают химию предметом своей дальнейшей деятельности. Были случаи, когда именно победа в престижном конкурсе становилась поворотным моментом и вектор профессиональной направленности менялся. Чаще бывает, что отсев происходит на первоначальных занятиях. Прослушав несколько вводных тем, пришедший понимает: это не моё.

По опыту наставника, с увлечением занимается только четверть группы. На них и делается ставка – в рамках программы проводится множество лабораторных исследований. Чаще всего объектами анализа юных исследователей становятся вода и почва, химические свойства которых изучаются различными методами. Однако берутся и специфические пробы: для одной из конкурсных работ, к примеру, понадобилось сделать анализ и биотестирование шлама нефтяной буровой установки, что стало определённым опытом как для школьников, так и для их наставника.

Чтобы ребята интенсивнее включались в практическую деятельность, получали профессиональную ориентацию, «Купол» знакомит их с возможностями современного производства. Уже в течение двух лет школьники «ТАУ» посещают центральную заводскую лабораторию, где специалисты знакомят их с профессией химика-аналитика и процессом химанализа. Таким образом ребята воочию могут видеть, как на деле применяются знания, полученные ими в «ТАУ», как это увлекательно.

Но не только профессионально и творчески реализуются школьники в рамках сотрудничества ИЭМЗ «Купол» и Регионального образовательного центра одарённых детей «ТАУ». Так, впервые в прошлом году специалисты «Купола» стали авторами задач программы «Сириус. Лето: начни свой проект» – всероссийской образовательной инициативе по поиску и реализации научно-технологических проектов, участие в которой принимают школьники под руководством наставников. Ими были предложены задачи по разработке технологии переработки травы и листьев в органическое удобрение (Инга Глушко) и по 3D-моделированию спецтехники (Игорь Бельков, ОКБ). Наставниками выступили Ольга Попова, центр 083, и Никита Ложкин, «целевик» «Купола». Именно они помогали школьникам разобраться в задаче и сопровождали в течение всего цикла работы.

Участие в проекте стало интересным опытом для школьников не только Удмуртии, к решению задач подключились юные исследователи из Якутии, Челябинской и Смоленской областей. Отрадно, что предложенные идеи одарённых школьников страны остаются не только на бумаге. Одна из них, к примеру, по вермикомпостированию отходов (переработка травы с помощью дождевых червей) уже нашла отклик у специалистов отдела благоустройства нашего предприятия.

Инга Алексеевна надеется, что авторами идей следующей «летней» инициативы для «Сириуса» станут молодые специалисты «Купола». Находящиеся в гуще производства, активные и креативные, кому как не им становиться драйверами престижных проектов? Тем более что опыт участия уже есть.

Впереди множество планов, проектных задач, совместных образовательных мероприятий, которые «ТАУ» и «Купол» проведут вместе. А для Инги Глушко это значит, что появятся ещё больше по-настоящему увлечённых ребят, которые в будущем вполне возможно станут нашими коллегами.
Живые голоса

Никита Ложкин, наставник задачи в разработке 3D-модели спецтехники:

– Было интересно поработать над темой, тем более учусь в ИжГТУ как целевик «Купола». Об «Осе», «Торе» знал, но не так подробно, поэтому, прежде чем строить модель, рассматривал изображения и читал статьи о спецтехнике. Я был наставником лицеиста Александра Поремова, который достаточно подкован в 3D-моделировании и печати, поскольку занимается робототехникой. Хотя порой у Саши, конечно, возникали вопросы, тогда мы списывались в соцсетях и встречались очно. У нас есть задумки о создании модели в движении, у Саши есть эскизы. Думаем их воплотить.

Дмитрий Корякин, студент Увинского профессионального колледжа (работал над идеей по вермикомпостированию отходов):

– В ходе выполнения задачи узнал много нового, начиная с того, что такое вермикомпостер и заканчивая вместительностью морского контейнера: ёмкость нужна была для решения одного из условий задачи – сохранения круглогодичной температуры. Было интересно разбираться в механике. Чтобы вермикомпостер выполнял свою функцию, он должен двигаться (технологическое усложнение процесса – моё ноу-хау), а для этого нужны были знания механики, которыми до этого так глубоко не обладал. Думал ещё и над размером, являющимся одним из основных элементов конструкции. В него нужно было попасть идеально. Следующий шаг – создание прототипа модели, надеюсь, это случится.